Хироши Икеда Сувари вадза Интервью с сэнсеем - Сэнсэй, Вы сейчас делаете учебный фильм о сувари вадза (техниках из положения сидя). Вы, конечно, знаете, что у американских студентов есть проблемы с сувари вадза. Это трудно и болезненно, и многим людям не нравится. Почему мы должны заниматься на коленях? - Если вы занимаетесь боевыми искусствами, вы должны иметь центр. Практиковать сувари вадза - это значит развивать центр. Если вы стоите, очень легко использовать ваши ноги. Но если сидите, вы не можете использовать их. Для того, чтобы двигаться, вы должны использовать ваше тело, движение должно начинаться с него. Таким образом, работа в сувари вадза очень быстро развивает центр. - Как Вы сказали, людям в боевых искусствах нужно иметь центр. Но почему в других боевых искусствах, отличных от Айкидо, не занимаются сувари вадза? - Дзюдо, каратэ, иайдо, дзюдзюцу - все они имеют техники сувари вадза. В традиционном японском каратэ люди выполняли удары из сидячей позиции. Многие техники в иайдо делаются из положения сидя. В основном, всё идёт из центра, и сувари вадза - это самый быстрый путь для его развития. Представьте, что вы в Древней Японии. Вы сидите на татами, и кто-то на вас нападает. Вы не можете немедленно встать, вы должны двигаться из сидячей позиции. Таким образом, когда люди тренировались в сувари вадза, это не было чем-то особенным для них. Движение из положения сидя должно было быть настолько же естественным, как и движение из положения стоя. Если бы это было не так, они могли потерять свои жизни. Конечно, многое изменилось. Сегодня некоторые современные боевые искусства вообще не практикуют сувари вадза. Но я думаю, что если у вас здоровые колени, вам было бы полезно заниматься сувари вадза, чтобы развивать ваш центр. - Когда айкидоки начинают тренироваться в сувари вадза, видите ли Вы большую разницу в их технике стоя? - Да. Их техника стоя становится более сбалансированной, более устойчивой. - Некоторые инструкторы советуют заниматься сувари вадза каждый день. Вы согласны с этим? - Да. Даже если это займёт всего минуту. Нет необходимости делать десять минут в день. Десять минут вряд ли могут показаться длительным периодом времени. Но если вы выполняете нечто физически тяжёлое, например, рандори или сикко, десять минут - это очень, очень много. Когда я изучал Айкидо в колледже, занятия были всего по сорок минут. Обычно мы около десяти минут делали разминку и упражнения, и только тридцать минут оставалось на технику. Но эти тридцать минут казались пятью часами! Это было так долго! В начале, если ваше тело не подготовлено, выполнять сувари вадза десять минут в день - чрезвычайно трудно. Лучше начинать с одной минуты в день. Сикко вперёд и назад через додзё. Этого достаточно. - Что делать людям с больными коленями? - Это зависит от их проблем. Если лишь небольшая боль в коленях, они могут сесть и порастягивать их. Но если у человека действительно сильно повреждены колени, возможно, лучше не делать упражнения такого рода. - Вы упомянули Ваши университетские тренировки по Айкидо. Какими они были? - Университетские тренировки были подобны тренировкам в армии или на флоте. В Японии, если вы приходите в университетский клуб, вы не можете просто уйти. Если вы уходите, вы обязаны уйти из университета. Таким образом, университетский клуб Айкидо в Японии не похож на университетские спортивные клубы или клубы боевых искусств в США, совершенно не похож. В некотором смысле японская система хороша. Когда люди уставали, мы помогали друг другу. Когда кто-либо, бывало, говорил: "Я не могу продолжать, пожалуйста, я хочу уйти из клуба", - остальные члены клуба объединялись, чтобы вернуть его и помочь ему продолжать занятия. Имея слабый дух, человек мог продолжать заниматься. Тренировки не были лёгкими. Например, мы могли очень долго делать сикко. Не вставая, только идти, идти, идти - иногда целый час. - Я слышала, что некоторые японские студенты получили серьёзные травмы на занятиях, на которых они должны были делать серию повторяющихся падений. - Как я уже сказал, тренировки в университетском клубе были довольно суровые. Несмотря на то, что мне неизвестно, при каких обстоятельствах произошли случаи, о которых Вы упомянули, я действительно знаю, что потенциальная возможность для травм существует. В моём клубе сэмпаи иногда вставали в большой круг, и каждый из них бросал нас - правой рукой, левой рукой, правой рукой - по кругу. В этом упражнении мы бросали наши тела, но никто не умер, никто не получил травмы. Когда тренируются на пределе, для инструкторов и сэмпаев важно следить за появлением признаков утомления у новичков. Мы должны раздвигать наши пределы и, может быть, терпеть некоторые незначительные травмы, но нам следует также стараться избегать постоянных травм. Очень важно состояние ума. Если тело и дух человека не в порядке, может произойти несчастный случай. Помните также, что на татами нельзя стоять и разговаривать вблизи людей, выполняющих броски. Если Вы говорите и кто-то случайно ударит вас ногой в шею, может случиться серьёзная травма. Во время занятий никто не должен разговаривать - только тренироваться, тренироваться и тренироваться. Наши умы должны быть всегда сфокусированы на процесс тренировки. - Можете ли Вы сказать, что Ваши тренировки в университетском клубе были полностью физическими? - Тренировка ума тоже была важна. Иногда вы должны делать мысленную тренировку: вы должны думать о вашем теле. Если тело напряжено, вы должны заметить это - для того, чтобы расслабиться. Вы должны подумать: "Моё тело напряжено, и я - тот человек, кто держит его таким образом". Это - умственная тренировка, которая предшествует физической. В конечном счёте умственное и физическое сходятся вместе. Мы знаем, что О'Сэнсэй часто говорил об этом. В Айкидо тело, дух и ум - вместе. Иногда мы делаем тренировку тела, иногда тренировку ума, иногда тренировку духа. Но в конце концов, мы должны соединить их вместе. Тогда мы сможем стать сильнее. Иногда, когда физическая тренировка становится изнурительной, и вы не можете больше продолжать, открывается нечто новое. Представьте, что я - очень быстрый бегун, и что я собираюсь пробежать сто миль. После первых десяти миль я - впереди всех. Но после этого у меня уже нет сил. Поэтому в следующий раз я поступлю по-другому. Я начну бежать очень медленно, распределяя свои силы. Таким образом я смогу продолжить бег. В тренировках по Айкидо та же идея. Если вы делаете ошибку, в следующий раз вы поступаете иначе. Вы - ваш собственный учитель! Вот что означает тренировка, и вот почему тренировка никогда не кончается. Если вы совершаете ошибку сегодня, просто не делайте эту же ошибку завтра. Каждый день изменяйтесь чуть-чуть, работайте над собой. Конечно, иногда, когда вы учите себя, учитель должен быть строгим - не всегда приятным и мягким. Может быть очень трудно, если кто-то другой "давит" на вас. Поэтому вы должны сделать себя придирчивым учителем. В начале ваших тренировок нет необходимости быть суровым учителем. Но, если вы продолжаете занятия, то должны сделать себя как учителя жёстче. - Возвращаясь к теме сувари вадза, какие виды техник могут выполняться из сидячей позиции? - Все - те же самые, что и стоя. При работе с оружием вы можете махать мечом, передвигаясь в сикко, или делать тачи дори (отбор меча), или танто дори (отбор ножа), или джо дори (отбор палки). - Что Вы посоветуете начинающим? - Начинающие могут просто делать сикко вперёд и назад в додзё. Для некоторых достаточно выполнить сикко, пересекая татами поперёк - один раз до занятия и один раз после. Может быть, неделю спустя они будут способны ходить туда и обратно. Возможно, через три или четыре недели их колени будут сильнее, и они смогут пройти туда и обратно дважды. Следующий шаг - это повороты. Поворачиваться в сикко очень трудно, потому что легко потерять контроль и равновесие. - Что инструктор должен говорить, чтобы заставить людей больше заниматься на коленях? - Не думаю, что необходимо заставлять. - Итак, если Вы учите сувари вадза и ученик говорит: "Я не могу больше", что Вы отвечаете? - "Встань!" Если человек не может работать в сувари вадза, если что-то болит, не заставляйте. Люди не могут делать всё с первого раза. Возможно, три месяца спустя, они смогут это сделать, если продолжат занятия. - Как быть тем, у кого появляются судороги, когда они учатся сидеть в сэйдза или работать сувари вадза? - Судороги? Просто остановиться и вытянуть ноги. Очень хорошо сидеть в сэйдза дома - может быть, десять минут, пока смотрите телевизор. Когда вы сидите в сэйдза, мышцы ног растягиваются. Каждый день, не только на татами, но и дома - минута за минутой. - Люди, чьи колени настолько плохи, что они не могут практиковать сувари вадза - как они могут развить хороший центр? - Субури с бокеном. Выполнение субури - это другой путь развить сильный центр. Если вы расслаблены и делаете удар мечом, вы двигаете ваше тело, и это помогает развить центр. - И ключ для развития хорошего центра это... - Ежедневная практика. Один из моих друзей любит играть на гитаре, но у него очень маленькие кисти. Каждый день он растягивал свои пальцы - совсем немного во время ланча. Несколь месяцев спустя он мог взять аккорды, ранее недоступные. Он растягивал, растягивал и растягивал, и затем он смог достичь того, что хотел. Человек тем и интересен. Работая по-немногу каждый день, мы можем изменить наши тела. Мы просто должны тренироваться каждый день, по-немногу, шаг за шагом. "Мыслите широко", сказал Эндо-сенсей. Не залезайте у маленькую "коробочку" определенной техники. "Будьте свободными и ни к чему не привязывайтесь. Если не получается одно, делайте другое. Станьте подобными зеркалу, которое отражает предметы, но при их исчезновении не удерживает ушедший образ!". В отношении Плавности и Гибкости в последние годы жизни Досю написал где-то, что, если вы слишком много думаете, вы не сможете быть плавным. Ваше Айкидо не должно напоминать движения робота. Вам нужно быть расслабленным и восприимчивым. Если вы негибки, будет трудно достигнуть правильного ма-ай. Де-ло не только в том, как вы расположены относительно друг друга. Ма-ай подразуме-вает все ваше тело от одного мгновения к следующему. Плавность также включает в себя хороший, естественный ритм ваших движений. Техники не должны исполняться отрывисто или поспешно. Хорошая Осанка (сисэй) - один из самых важных для нас моментов в аттестационных экзаменах. Хотя это не означает, что вы должны держаться, как статуя. В то же самое время нужно быть расслабленным. Не нужно смотреть вниз, нужно смотреть прямо вперед: мы называем это мэ-цки. Учитывается и ма-ай, что не есть только физическая дистанция между вами и партнером: это еще и правильный расчет времени. Быть в правильной позиции в нужный момент. Если вам приходится думать об этом, вы не сможете этого достигнуть. Вот почему так важна бесконечная тренировка. Правильное ощущение ма-ай, на самом деле, очень трудно развить. Несмотря на то, что Укеми часто переводится как "страховка", по-японски это значит "принимать телом". Когда мы выполняем страховку, мы падаем на землю правильным способом, чтобы избежать травм. Но укеми означает еще и принимать технику корректно в качестве уке. Не быть жестким и неподдающимся и, в то же время, не быть пассивным и мягким; сохранять центр и суметь выполнить контрдвижение, если техника не работает. Уке не следует прыгать без необходимости (уходя от атаки), когда он принимает техники наге; ему следует принимать их центром и поддерживать контакт. Черный кот ответил: "Твоя энергия действительно велика, но эта крыса была выше твоей энергии, поэтому ты оказался слабее ее. Если ты привязываешься к своему ки, гордишься им, оно становится вялым. Твое ки подобно внезапной волне, которая быстро спадает и все, что остается, это разъяренный кот. Твое ки можно сравнить с водой, текущей из крана, но энергия крысы была подобна большому фонтану. Так что, даже если у тебя сильное ки, на самом деле оно слабо, потому что ты чрезмерно самоуверен". Черный кот сказал ему: "Ты очень умен и силен. Но ты не смог победить крысу, потому что твое сознание было связано целью, и в результате интуиция крысы оказалась сильнее твоей. В то самое мгновение, как ты зашел в комнату, она поняла твое состояние духа. Ты не смог гармонизировать свою силу, технику и сознание; они были разделены, вместо того, чтобы быть одним целым. НАСТАВЛЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ И СТРОГО СОБЛЮДАТЬ 1. Изначальная цель будо - убить человека одним ударом. Поэтому вы должны бесприкословно слушаться своего учителя во время занятий и никогда не вступать в соревнования. 2. Изначальное будо - это обучение, посредством которого единица соединяется с целым. Поэтому вы должны заниматься в полном понимании того, что окружает вас. Вы должны сохранять это понимание и постоянно находиться в состоянии готовности. 3. Вы всегда должны заниматься в духе радости. 4. Ваш учитель может дать вам только набросок, намек здесь и там, чтобы направлять вас. Но только через постоянную практику вы сможете овладеть возможностью использования этой тайны. Учитесь понимать ваше тело. Не пытайтесь выучить как можно большее число приемов, но тщательно изучайте один за другим и сделайте каждый из них своей собственной техникой. 5. Вы должны начинать ежедневные занятия с правильной разминки. Это укрепит тело и предотвратит ненужные травмы. Первые десять минут занятия должны быть менее суровыми, чем последующие. Нет никакой необходимости в травмах, даже для взрослых людей. Помните, что занятия должны доставлять вам удовольствие. Вы должны добиться понимания истинной цели ваших занятий. 6. Изначальное будо -это занятия в духе гармонии. Его цель - создание истинно человеческих существ, которые улучшают мир. Техника - это секретное обучение, показывающее секретный принцип будо. Ее нельзя показывать всем людям без разбора, тем более тем, кто может злоупотребить ею. Хироши Икеда
|