Айкидо — это не религия, это воспитание и
совершенствование духа. Вам не будут предлагать примкнуть к какой-нибудь
религиозной доктрине, от вас только потребуют духовной открытости. Когда мы
кланяемся, это не значит, что ты соблюдаем какие-то религиозные правила, это
знак уважения к тому духу Универсального Созидающего Разума, который находится
внутри нас.
Церемония
открытия и закрытия каждого занятия айкидо — это предусмотренный этикетом
поклон сёмэну, за которым следует два хлопка руками, потом еще один поклон сёмэну и, наконец, обмен поклонами между
инструктором и учениками. Поклоны, предназначенные сёмэну, символизируют
уважение к духу и принципам айкидо, а также к Основателю, который разработал
эту систему практики и обучения. Два хлопка символизируют единство, мусуби.
Первый посылает вибрации в духовный мир. Второй воспринимает отзвук этих
вибраций и соединяет ваш дух с духом Основателя и с Универсальным Сознанием.
Вибрации, которые вы посылаете, и эхо которое вы принимаете, диктуются вашими
собственными духовными убеждениями и отношением.
В айкидо нет
индивидуальных ката, потому что айки — это гармония взаимоотношений. На мате
айкидо вы найдете людей разного социального происхождения и положения,
принадлежащих к разным культурам и говорящих на разных языках, придерживающихся
различных политических взглядов и религиозных убеждений. Они собираются вместе
не для соревнований, не для того, чтобы навязать кому-то свои убеждения, а для
того, чтобы научиться слушать друг друга, общаться благодаря айкидо, которое
срывает с нас все внешнее. На мате мы не можем спрятать свое истинное я. Мы
показываем свои слабости точно так же, как показываем свою силу. Мы вместе
потеем, вместе встречаемся со стрессами, помогаем друг другу, мы учимся тому,
что такое истина. Каждый изучает одни и те же универсальные принципы, и, когда
спадает маска неуверенности и эго, становится четко видна сущность, одинаковая
в каждом человеке. Каждый из нас — отдельная индивидуальность, но все мы
являемся частью друг друга. Если бы вы были один во Вселенной, где не было бы
никого, с кем можно поговорить, посмеяться, разделить красоту звезд у вас над
головой, никого, к кому можно было бы прикоснуться, какой бы смысл имела ваша
жизнь? Только другая жизнь, любовь, придает смысл вашей жизни. Это и есть гармония.
Мы должны открывать радость друг в друге, радость испытаний, радость роста.
Ум, способный
бросить вызов, — это не ум соревнования или соперничества. Самый большой вызов
— это тот вызов, который вы бросаете себе. Вы не должны тратить свою жизнь на
поиски безопасности. Если вы покрываете себя, слой за слоем, тяжелым панцирем,
вы не сможете двинуться с места, не сможете бороться и защищать себя или
других. Вы никогда не ощутите ни теплого прикосновения солнечных лучей, ни
резких ударов сильного дождя. Вы утратите радость жизни. Вы утратите свободу и
независимость.
Если вы
проведете свою жизнь в безопасной пещере у подножья горы, вы будете видеть
только темноту. Ваш опыт будет очень ограниченным, и вы никогда не почувствуете
сладкой боли роста. Вы должны отказаться от этой защиты и безопасности и
испытать себя, покинув пещеру и поднявшись на гору, которая высится над ней. Вы
должны взбираться все выше и выше, и с каждой покоренной высотой будет
расширяться ваше видение, ваши способности и опыт. И когда вы будете стоять с
открытой грудью, ничем не защищенной от ветра, когда солнце и снег коснутся
вашего сердца, вы будете воспринимать все, что вас окружает, как великую
панораму Вселенной.
Бусидо — это
вызов и жертва. Это мощь и сила независимого духа. Зависимый дух слаб, он не
может пожертвовать своим эго и своей алчностью. Чтобы быть по-настоящему
независимым и ощутить зов свободы, дух должен быть пустым. В конечном счете, вы
и только вы отвечаете за свой собственный рост. Вы сами создаете свою
действительность.
Вы чувствуете
боль, вы боитесь, но вы интенсивно живете. Карабкаясь на вершину горы по
замерзшим скалам, испытывая холод, голод, изнуряющую усталость, вы остаетесь
один на один с ревом ветра. Стоит вам свернуть с пути — и вы мертвец. Пусть
один фут, пусть один дюйм в день, но не оставляйте попыток. То же относится и к
жизни. Вас может ждать холод, голод, одиночество, но вы должны зависеть только
от себя. Это и есть бусидо. Это мой мир айкидо — поиск горных вершин.
Изначальное будо - это обучение, посредством которого единица соединяется с целым. Поэтому вы должны заниматься в полном понимании того, что окружает вас. Вы должны сохранять это понимание и постоянно находиться в состоянии готовности. Изначальная цель будо - убить человека одним ударом. Поэтому вы должны беспрекословно слушаться своего учителя во время занятий и никогда не вступать в соревнования. Вы всегда должны заниматься в духе радости. Ваш учитель может вам дать только набросок, намек здесь и там, чтобы направлять вас. Hо только через постоянную практику вы сможете овладеть возможностью использования этой тайны. Учитесь понимать ваше тело. Не пытайтесь выучить как можно большее число приемов, но тщательно изучайте их один за другим и сделайте каждый из них своей собственной техникой. Вы должны начинать ежедневные занятия с правильной разминки. Это укрепит тело и предотвратит ненужные травмы. Первые десять минут занятий должны быть менее суровыми, чем последующие. Нет никакой необходимости в травмах, даже для взрослых людей. Помните, что занятия должны доставлять вам удовольствие. Вы должны добиться понимания истинной цели ваших занятий. Изначальное будо - это занятия в духе гармонии. Его цель - создание истинно человеческих существ, которые улучшат мир. Техника - это секретное обучение, показывающее секретный принцип будо. Ее нельзя показывать всем людям без разбора, тем более тем, кто может злоупотребить ею. Словесные наставления необходимы для того, чтобы провести ученика через истинный путь, в то время как мастерство в искусстве обретается лишь в постоянном самовоспитании.
Чаепитие вдвоем. В средневековой Японии было принято следующее: ученик перед тем, как получить разрешение на учебу в монастыре, был обязан лично встретиться с Учителем. Согласно существующей традиции, Учитель должен был приготовить чай. Однажды высокоодаренный и достойный юный ученик пришел к Учителю для подобного собеседования. Когда они вместе сели за столик, юноша с воодушевлением стал рассказывать о своих талантах и знаниях. Мастер предложил ему выпить чашку чая. Ученик согласился и... безо всякой паузы продолжал рассказ. Неожиданно вдохновленный рассказчик вскочил, испуганный, так как чай пролился на стол и попал ему на ноги. - "Учитель, чашка так полна, что все переливается через край!" - воскликнул он. Учитель тем временем продолжал разливать чай, проливая на стол и пол. - "Ты поступаешь так же, - ответил Учитель. -- Пожалуйста, уходи и возвращайся тогда, когда будешь, пуст и почувствуешь больше надобности в моем учении". - "Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира".
|